Публикации

Интервью Дмитрия Барсукова «Дистанционное банковское обслуживание сегодня и через 5 лет»


16.11.2012

«Аналитический банковский журнал»  No9-10 / 2012

 

iSimpleBank 2.0 появился на рынке сравнительно недавно. О том, что это: новый массовый коробочный продукт или современная платформа для построения индивидуальных решений для дистанционного банковского обслуживания, мы беседуем с Дмитрием Барсуковым, CEO «ideas Consulting and Management Group» (iCAM Group), www.icamgroup.ru, куда организационно входит компания iSimpleLab.

— Несмотря на то, что iSimpleBank 2.0 появился на рынке сравнительно недавно, у банков уже сложилось мнение о том, что это - хороший продукт. Как удалось создать его в такие короткие сроки?

Дмитрий Барсуков: Массовое продвижение новой системы ДБО на российский банковский рынок под брендом iSimpleBank 2.0 компании iSimplelab (www.isimplelab.com), входящей в консорциум iCAM Group, стартовало в начале 2012 года. Но начало создания системы было положено еще в 2010 году компанией Custom Software, с которой мы объединились в данном проекте. Летом 2011 года была запущена эксплуатация системы у первого клиента – в Банке «Первомайском» (г. Краснодар), в котором на текущий момент обслуживается около 20 тыс. клиентов физических лиц (огромное спасибо специалистам банка за активное участие в процессе создания системы).

— Если бы мне сказали о разработке системы такого класса с нуля в такие короткие сроки – я бы не поверила…

Дмитрий Барсуков: Я бы и сам не поверил, но не в нашем случае. Мы знали, что ждет рынок как с точки зрения бизнес-функциональности, так и с точки зрения технологий. Мы уже имели богатый опыт создания и развития систем электронного банкинга в Россиии хорошо изучили иностранный опыт, а использование современных технологий, на которых построена система, в значительной степени дало нам преимущество перед старыми игроками рынка ДБО и ускорило процесс создания, доработки и развития системы.

— Каковы основные преимущества Вашей системы?

Дмитрий Барсуков: Использование современных технологий позволило нам реализовать тезис «мы поддерживаем работу системы на всех платформах и всех браузерах клиента» (IE 6+, Firefox 2+, Google Chrome 2+, Safari 2+, Mozilla 1+, Opera 9+, Camino1+). Визуальный интерфейс системы iSimpleBank 2.0 построен на фреймворке ZKoss, на уровне которого и обеспечивается поддержка всех браузеров. Выбор ZKoss связан с высокой степенью развития фреймворка, быстрой работой визуальных форм, построенных на нем, а также развитой функциональностью, не создающей ограничений в реализации любых бизнес-требований заказчиков.

У нас уже есть интеграция с большинством АБС, карточных систем, процессингов, платежных сервисов и систем денежных переводов, массово используемых в России. Причем везде, где это возможно технологически, мы старались учесть опыт и последние наработки разработчиков банковских и платежных системи реализовать именно on-line интеграцию.

Преимущество нашей системы – в наличии полной бизнес-функциональности для работы как физических, так и юридических лиц (счета, карты, вклады, кредиты, оплата услуг, интеграция с сервисом УНИФО Федерального Казначейства России, полный перечень документов валютного контроля, согласно Инструкции ЦБ РФ №138-И).

Преимущество iSimpleBank 2.0 - повышенная безопасность. Система поддерживает практически все возможные средства авторизации и их комбинации: SMS, скретч-карты, OTP-токены, устройства SafeTouch, современные СКЗИ. Причем использование токенов с СКЗИ “на борту” от компании Аладдин позволяет сохранить преимущество «все платформы - все браузеры», используя плагины разработчика. Так же мы уже поддерживаем штатные средства интеграции с системами Fraud-мониторинга как иностранных, так и российских вендоров.

Удобство клиента по принципу создания документа “в один клик” – следующее преимущество. Система имеет портальный вид с возможностью настройки как индивидуальных клиентских шаблонов, так и индивидуального клиентского меню, настройка которого может осуществляться как самим банком, используя настройку групп и сегментацию клиентов, так и самими клиентами при помощи только мыши.

В состав системы уже входят клиенты для iOS и Android с полной функциональностью, причем мы пошли по пути создания гибридного приложения счастью функциональности, выполненной на HTML. Это позволяет существенно проще адаптировать приложение под потребности каждого нашего клиента, в том числе в части дизайна. Это также сокращает сроки выхода новой функциональности – новую версию приложения не требуется проводить через долгий процесс публикации в AppStore.

И что очень важно: iSimpleBank 2.0 – единая высокопроизводительная централизованная система для физических и юридических лиц, что значительно упрощает процесс администрирования, сопровождения и интеграции системы с учётными системами банка.

В 2012 году мы уже продолжили активное развитие бизнес-функциональности системы. О наших последних ноу-хау мы расскажем на конференции IFIN-2013, на которой выступим спонсорами.

— Насколько известно, клиентами iSimpleLab являются уже около десятка банков. Насколько сложно осуществлялись первые внедрения? И, если не секрет, с какими трудностями сталкивались Вы и Ваши первые клиенты?

Дмитрий Барсуков: По состоянию на ноябрь текущего года нашими клиентами стали 16 банков, среди которых несколько многофилиальных розничных банков и два банка, входящие в top-100. Выбор нас в качестве нового поставщика в первых банках осуществлялся не просто. В большинстве банков, ранее не использовавших систему ДБО для физических лиц (а именно с них мы начинали массовый выход на рынок), мы победили в результате тендеров, в которых участвовали все основные игроки рынка ДБО.

В ряде банков iSimpleBank 2.0 был выбран в качестве замены уже купленного, но не запущенного решения. Первые наши клиенты в начале 2012 года, безусловно, в какой-то степени рисковали, выбрав нас поставщиком решения в сфере ДБО, т.к. компания была «слишком молодой», но наличие профессиональной команды и современность решения определили выбор.

2012 год для iSimpleLab был годом активного роста. Мы выстраивали бизнес-процессы, набирали людей, расширяли офисы. Безусловно, как у любой новой массовой системы, в начале пути у нашей были недостатки. К ним можно отнести, например, неполное документирование системы и некоторые шероховатости в выстраиваемых бизнес-процессах. Мы прекрасно это понимали и делали все возможное, чтобы их устранить. В качестве инструмента для разбора и аккумуляции требований было запущено специализированное программное обеспечение собственной разработки – «Интерактивная система Центр сервисов», использующая доступ банковских сотрудников по web-интерфейсу, что значительно упростило процесс сопровождения клиентов.

Первых наших клиентов очень хочется поблагодарить за понимание и стремление сделать систему лучше, сказать: «Большое спасибо за то, что поверили нам!».

— И всё-таки, что такое iSimlpeBank 2.0: «коробка» или индивидуальное решение?

Дмитрий Барсуков: Индивидуальность особенно важна для систем, обслуживающих физических лиц. Мы старались предложить рынку систему, которая легко становится индивидуальной версией конкретного банка (фактически является продолжением корпоративного сайта), но, тем не менее, и легко сопровождается сотрудниками банка как «коробочная» версия. У нас нет понятия «специальных версий». Есть понятие «кастомизации». Причем системы, установленные в разных банках, можно просто не узнать. Наша технология поддержки кастомизаций позволяет индивидуальные особенности конкретного банка вести всего лишь в одном файле. При выпуске нами новых релизов они полностью совместимы с кастомизированными версиями, ранее установленными в банках. А вот для платформ iPhone и Android мы всегда выпускам отдельные приложения для каждого банка. Дело в том, что клиент банка ищет приложение по имени банка, а не по названию компании-разработчика, и поэтому является особенно важным брендирование мобильного решения.

— Многие компании позиционируют свои системы как платформы для построения ДБО или фронт-офиса банка. Насколько этот подход применим к Вашей системе?

Дмитрий Барсуков: iSimpleBank 2.0 можно назвать платформой для развития ДБО или фронта, но все же «платформа» предназначена шире, чем только для банков. Если же мы говорим про будущее, то конечно, нашу платформу можно использовать, например, для построения систем электронного документооборота или для создания личных клиентских кабинетов ритейловых сетей, т.е. для применения уже на других, не банковских рынках. Но, думаю, что в ближайшие год-два нам будет чем заниматься и на рынке дистанционного банковского обслуживания.

— В чем ценность систем ДБО для банка?

Дмитрий Барсуков: Наверное, стоит различать ДБО для предприятий и для населения. Для предприятий такой сервис есть фактически у каждого банка, и он в меньшей степени влияет при выборе банка (точнее, не является приоритетом). Рынок ДБО для корпоративных клиентов пока в значительной степени консервативен, и банки используют решения, разработанные на технологиях ещё начала 2000-ых годов. Хотя, например, для меня как генерального директора при выборе банка информация о наличии современной системы ДБО является важной. Скажу честно: «Очень сложно пользоваться системой Интернет-банкинга, когда она работает только на Internet Explorer, используя Active-X, и не работает на Mac. Установка новой версии или смена компьютера часто требуют затем значительного времени по переустановке, наличия администратора или “помощи друга” (хотя я и не новичок в ИT), а доступ к осуществлению платежей или хотя бы акцепту с мобильных устройств просто невозможен.

Примерно, похожие ограничения накладываюти системы, использующие в своей работе Java-апплеты. Но все же пока, банки ДБО для юридических лиц больше рассматривают как системы снижения издержек, а не как имиджевую составляющую, обеспечивающую привлечение новых клиентов и тем более не как системы, которые помогают банку продавать клиентам свои услуги. Думаю, что ситуация будет постепенно меняться с появлениям систем, похожих на нашу. Банки будут стремиться предложить юридических лицам современные системы, не накладывающие ограничений на работу клиента, и в то же время отвечающие последним требованиям безопасности.

Рынок ДБО для населения совершенно другой. Здесь идет борьба за клиента. Система однозначно должна быть современной, простой и удобной! И поддерживать работу на всех устройствах.

Если человеку не понравится интернет-банк или мобильный банк, то на следующий день он будет в другом банке. Здесь я не имею в виду зарплатные проекты. Хотя многие наши клиенты сейчас запускают сервисы активного привлечения клиентов других банков, что в значительной степени будет приводить к перераспределению клиентской базы. Системы для частных лиц это, безусловно, и имидж, и снижение затрат при разгрузке отделений, но это - только начало. Система должна продавать(!) банковские услуги - за этим будущее. Система должна помогать банку активно зарабатывать, используя ДБО как инструмент и индивидуальную витрину банка для конкретного клиента. Если грамотно проводить сегментацию клиентов, то очень легко можно формировать персональные предложения для конкретного клиента. Отдача и доходы будут намного больше, чем от обычных рекламных баннеров с указанием процентной ставки.

— Как будут развиваться системы ДБО вближайшие 5 лет?

Дмитрий Барсуков: Системы ДБО будут активно развиваться в сторону персонификации и индивидуальной работы с конкретным клиентом. А это невозможно, если сама система ДБО не поддерживает (хотя бы минимально) построение сегментации клиентов, или (в оптимальном случае) не осуществляется интеграция с CRM-системой банка.

Несомненно, будет акцент в сторону мобильного банкинга, системы ДБО будут насыщаться сервисами по работе с государственными структурами. Через них можно будет узнать и оплатить свои налоги, штрафы ГИБДД, записаться к врачу или оформить заграничный паспорт.

Системы будут наполнены сервисами e-инвойсинга, значительно упрощающие процедуры оплаты. В них появится тесная интеграция со страховыми, авиа, ж/д, туристическими компаниями, интернет магазинами. Причем, это взаимодействие будет простым, с точки зрения клиента, и с минимальным ручным вводом, в основном, сводящимся только к акцепту.

В системах для юридических лиц будут развиваться сервисы кэш-менеджмента, факторинга, лизинга, появится обмен договорами, актами, счетами-фактуры. Корпоративные клиенты, используя полноценные СКЗИ, сертифицированные ФСБ, смогут, наконец, воспользоваться своим iPad и iPhone. Все это будетв системе iSimpleBank 2.0, причем, в самой ближайшей перспективе.