Публикации

«Рынок ДБО для физических лиц может вырасти в десятки раз»

18.02.2010

"Банковские технологии" • №1• 2010
Барсуков Дмитрий - Коммерческий директор Компании BSS

Банковские технологии: Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка дистанционного банковского обслуживания (ДБО) в России? Можно ли считать этот рынок развитым?

Дмитрий Барсуков: Корректнее говорить отдельно о рынке решений для юридических и для физических лиц. Если говорить о рынке ДБО для корпоративных пользователей, можно констатировать практически полное его насыщение. Сегодня фактически не осталось банков, которые не имеют в арсенале сервисов то или иное решение для удаленного обслуживания корпоративных клиентов. При этом большинство банков, разумеется, используют системы типа "Банк-Клиент". Даже крупнейшие банки списка  ТОП-10 еще далеко не все предлагают интернет-банкинг для юридических лиц. Во многом это обусловлено тем, что хотя такие решения проще в обслуживания для банка и удобнее в использовании для клиента, их внедрение несет определенные риски для клиента с точки зрения защиты конфиденциальной информации и обеспечения безопасности транзакций.

Конечно, популярность  систем интернет-банкинга растет. В частности, в сегменте мелких и средних банков заметна тенденция перехода с систем "Банк-Клиент" на "Интернет-Клиент".

В то же время рынок решений ДБО для физических лиц еще очень далек от насыщения. Далеко не все банки, даже достаточно крупные, предлагают своим розничным клиентам возможность дистанционного обслуживания. По разным данным по всей стране насчитывается несколько миллионов клиентов-физических лиц, пользующихся услугами ДБО. Можно считать, что этот рынок находится в стадии интенсивного становления.

"Б. Т.": Почему так случилось? Эти услуги не востребованы населением или банки слабо продвигают такие возможности?

Д. Б.: Здесь много факторов влияния, и не последний среди них – технологический.  Развитие интернет-технологий, насыщение рынка высокотехнологичными устройствами стали обыденной реальностью не так давно. Дистанционный банкинг – это, прежде всего, технологичный банкинг. Кроме того, на мой взгляд, мы можем говорить о недостаточной  маркетинговой активности банков. Не часто можно встретить активные усилия  банков, направленные на  продвижение услуг дистанционного банкинга для физических лиц, разъяснение клиентам возможностей удаленного обслуживания. В том числе по этой причине мы планируем в  2010 г. совместно с одной из наших компаний-партнеров предложить банкам пакет рекламных услуг по продвижению систем интернет-банкинга для физических лиц.

"Б. Т.": Можно ли выделить какие-то эволюционные этапы развития систем дистанционного обслуживания?

Д. Б.: Мы работаем на этом рынке 15 лет, первое решение для проведения удаленных операций "Банк-Клиент" мы выпустили в 1996 г. Оно было построено на операционной системе DOS, и в нем сразу закладывалась возможность самостоятельной адаптации системы как под требования банка, так и под требования своих клиентов.

С распространением ОС Windows была выпущена соответствующая версия решения. В ней мы постарались сохранить все достоинства DOS-версии и, кроме того, обеспечить в составе единого решения интегрированную работу подсистем "Банк-Клиент", "Интернет-Клиент" и "Телефон-Клиент". Мы выпустили это решение в 1999 г. На тот момент его  можно было назвать революционным, никто из наших конкурентов не мог предложить продуктов с подобными возможностями.

Недавно мы предложили рынку систему нового поколения – "CORREQTS". Это решение позиционируется как технологическая платформа для создания единого фронт-офиса банка с возможностью организации дистанционного обслуживания юридических и физических лиц. Система обеспечивает возможность автоматизации работы  банка с клиентами практически по любым каналам и во всех точках  контакта: в системе "Банк-Клиент", в офисах и отделениях банка через операционистов, через банковских агентов в точках продаж банковских услуг, удаленно через Интернет. Несколько крупнейших банков в России уже приняли решение о внедрении этой системы.

"Б. Т.": Как развивался рынок решений ДБО для физических лиц?

Д. Б.: Первые системы ДБО для физических лиц появились в конце 90-х - начале 2000-х годов. Как правило, это были самописные решения, предлагающие пользователям возможности интернет-банкинга. Позже они дополнялись другими каналами для совершения операций - телефон-банкинг, мобильный банкинг и т.п.

"Б. Т.": Какие каналы используются наиболее часто? 

Д. Б.: В решениях ДБО для юридических лиц наиболее востребованными остаются системы "Банк-Клиент" и интернет-банкинг. Обслуживание по телефону используется все реже, в основном в региональных банках, где пока плохо развиты каналы интернет-доступа. Эти решения уходят с рынка и, скорее всего, будут замещены другими услугами. Мобильный банкинг в среде юридических лиц тоже слабо востребован.

Что касается интернет-банкинга и систем "Банк-Клиент", здесь наблюдается постепенный отказ от последних в пользу интернет-обслуживания. Стоит, однако, учитывать, что это касается в основном средних и мелких банков. В крупных банках политика безопасности построена таким образом, что они предпочитают закрытые решения типа "Банк-Клиент". При использовании интернет-банкинга практически невозможно обеспечить стопроцентную защиту клиентского ПО. И это, строго говоря,  - не задача банка. Как известно, в 2009 г. были зафиксированы случаи мошенничества посредством систем интернет-обслуживания в российских банках. В интересах наших клиентов мы предлагаем комплекс мер по защите систем ДБО – это сертифицированные криптографические решения, токены, сеансовые ключи при входе-выходе в систему и совершении операции и т. д. Надо отметить, что в конце прошлого года наблюдался резкий рост спроса на такие решения со стороны наших клиентов. Как показывает практика, выполнение всех рекомендаций по обеспечению информационной безопасности при работе в системах ДБО фактически полностью нейтрализует  возможные риски.

Что касается решений для физических лиц, здесь тоже наиболее часто используемым каналом является Интернет, хотя сохраняется и спрос на телефонное обслуживание. Многие пользователи привыкли получать услуги по телефону и продолжают активно пользоваться этим каналом. Постепенно растет спрос на мобильный банкинг. Недавно мы завершили разработку приложения для совершения банковских операций через iPhone – "iPhone-Клиент". Решение уже прошло сертификацию Apple Worldwide Developer Relations и доступно для загрузки в iPhone  с помощью онлайн–сервиса Apple App Store. Потенциальные пользователи проявляют большой интерес к этому продукту.

"Б. Т.": Каковы, на Ваш взгляд, основные проблемы, с которыми может столкнуться банк при внедрении систем ДБО?

Д. Б.: Как я уже говорил, ДБО -  это технологичный сервис.  От готовности банка обеспечивать технологичность и безотказность сервисов во многом зависит итоговое качество услуг. Хороший пример – интернет-банкинг для физических лиц, организация которого требует обеспечения взаимодействия с широким спектром информационных систем – АБС, процессингом, внешними платежными системами. Любые попытки реализовать такое взаимодействие лоскутно, не должным образом на порядок снижают качество сервисов ДБО. Именно поэтому проекты по внедрению ДБО  для физлиц - это фактически интеграционные проекты, они, как правило, существенно более трудоемки, длительны и затратны. BSS развивает направление системной интеграции с 2008 года именно в целях реализации высококачественных систем и сервисов ДБО с применением методологии SOA.

Другая широко обсуждаемая  проблема – это снижение уровня безопасности при организации ДБО, поскольку рабочие места пользователей фактически выносятся за периметр безопасности банка. Этот вопрос решается путем применения специальных средств защиты и с помощью механизмов превентивной защиты, о которых я говорил ранее.

Вместе с тем за счет установки решения ДБО банк получает возможность сократить расходы на персонал, минимизировать затраты на открытие новых отделений и т.д. Это также хороший канал коммуникаций с клиентом. С его помощью можно продвигать новые услуги, осуществлять продажу дополнительных продуктов и прочее. Если объединить ДБО с системой CRM, можно получить мощный инструмент для повышения эффективности работы с клиентом. Можно предлагать именно те услуги, которые востребованы клиентом, и по тем каналам, которые ему удобны. В связи с этим примерно год назад мы в компании BSS открыли направление по работе с CRM-решениями. Мы предлагаем банкам услуги по интеграции установленных у них CRM-решений с нашими продуктами ДБО или, если у них еще нет CRM-системы, предлагаем установить решение нашей партнерской компании, в котором изначально предусмотрена возможность интеграции с системами от BSS. К сожалению, в условиях экономического кризиса развитие систем CRM оказалось не на первом месте в списках банковских приоритетов, но по мере выправления ситуации интерес к этим решениям растет.

"Б. Т.": Как компания BSS пережила первый кризисный год?

Д. Б.: У нас зафиксирован рост практически по всем направлениям деятельности. В BSS была изначально правильно выбрана стратегия – мы ориентируемся на крупные банки, уровня ТОП-100 и ТОП-300. В период кризиса многие клиенты из мелких банков в поисках надежности перешли в крупные организации или сами банки были поглощены более крупными учреждениями. В результате спрос на наши продукты вырос. Общий объем докупленных в 2009 г. клиентских лицензий только на подсистемы "Банк-Клиент" и "Интернет-Клиент" превысил 250 тыс. По направлению ДБО годовой рост оборота по докупленным лицензиям составил 40%, а по всем  продуктам - превысил 20%. За год компания BSS значительно укрепила позиции на рынке банков-нерезидентов. Рыночная доля продуктов BSS  в этом сегменте превышает 58%.

"Б. Т.": Основную конкуренцию вы испытываете со стороны компаний–поставщиков сходных продуктов или со стороны самописных решений, установленных в банках?

Д. Б.: На рынке решений для юридических лиц самописные решения уже практически не применяются. Требования к таким системам достаточно стандартные, они определяются действующим законодательством и нормативами Банка России, поэтому пользователи, как правило, предпочитают промышленные решения. На этом рынке, согласно отчетам аналитических компаний, мы являемся безусловным лидером с долей более 50% используемых решений в банках уровня ТОП-50. Предварительные оценки по итогам 2009 г. показывают, что и в сегменте ТОП-100 доля решений BSS приближается к 50%.

Решения для физических лиц исторически многие банки разрабатывали самостоятельно, чтобы предлагать своим клиентам уникальные услуги. Здесь основная доля используемых систем приходится на самописные решения, а на втором месте по количеству установленных продуктов находится наша компания. Причем наш "отрыв" от первого места постоянно сокращается, в обозримом будущем мы рассчитываем занять лидерские позиции и в этом сегменте. Кроме того, процессы слияния и поглощения мелких разработчиков также увеличат долю лидеров  рынка.

"Б. Т.": Есть ли конкуренция со стороны зарубежных компаний?

Д. Б.: Несколько лет назад были попытки зарубежных компаний выхода на российский рынок систем ДБО, они не увенчались успехом. Я думаю, в скором будущем могут последовать еще попытки со стороны зарубежных игроков, но не вижу больших перспектив для них. Как правило, стоимость систем зарубежных производителей выше, чем у продуктов отечественных поставщиков. Кроме того, адаптация западных систем под требования российского законодательства и деловой практики потребует дополнительного времени и расходов. Для успешной деятельности на российском рынке зарубежной компании нужно будет создавать в России собственную команду или заключать партнерское соглашение с российским игроком. Кроме того, потребуется получить лицензии ФСБ, что для зарубежной компании маловероятно. Так что мы не видим серьезной конкуренции с этой стороны. Наоборот, мы планируем выходить со своими продуктами на зарубежные рынки. На 2010 г. у нас запланировано проведение серии исследований региональных рынков дальнего зарубежья, где мы намерены выводить и активно продвигать нашу платформу "CORREQTS".

"Б. Т.": Как, на ваш взгляд, будет развиваться российский рынок систем ДБО в ближайшем будущем?

Д. Б.: Развитие рынка продолжится. Даже по сегменту юридических лиц, где проникновение систем ДБО достаточно высоко, насыщения рынка еще нет. Многие клиенты банков–юридические лица еще не используют системы удаленного обслуживания, так, что пространство для роста есть. Сегмент клиентов–физических лиц вообще находится на этапе развития. Судя по количеству пользователей услуг ДБО и общему количеству розничных клиентов банков, этот рынок может вырасти в десятки раз. Несмотря на то, что совсем резкого всплеска активности со стороны физических лиц мы не ждем, эволюционный рост рынка явно продолжится.

"Б. Т.": Каковы планы компании BSS на 2010 г.? 

Д. Б.: В конце 2009 г. мы утвердили стратегический план развития компании на период 2010-2014 гг. Согласно разработанным планам, мы будем расширять спектр наших предложений как количественно, так и качественно. Большое внимание будем уделять сегменту банковских клиентов–физических лиц. Наша задача здесь – занять основную долю рынка. Будем активно продвигать решения для мобильного банкинга, для этого запланировано проведение специальных маркетинговых акций.

В ближайшее время будет объявлено о новом направлении нашего бизнеса – запуске проекта "Единая Точка Контакта". В рамках этого проекта мы будет предоставлять банкам информацию о проведении платежей со счета клиентам банка в пользу того или иного поставщика услуг с помощью терминалов самообслуживания, систем ДБО и т.п. Информационная система будет полностью интегрирована с системой ДБО, установленной в банке. Таким образом, клиенты получат удобный инструмент оплаты различных услуг, а банк – дополнительные комиссионные доходы.

Планируем активно выходить на рынки предприятий небанковского сектора. Это страховые компании, предприятия государственного сектора, компании, предоставляющие брокерское обслуживание. Запланировано и географическое расширение деятельности, в ближайшие год-два состоится наш выход на новые региональные рынки. У нас большие планы, и мы обладаем  всеми необходимыми идеями, ресурсами и компетенциями  для их реализации.